Статья в «НГ» № 29 (917) от 29.07.2011
История старейшей школы английского языка «Лингвоцентр» — маленькая модель истории Обнинска.
Обнинск и «Лингвоцентр» почти ровесники. Курсы иностранных языков для взрослых, с которых начался «Лингвоцентр», появились примерно в одно время с атомной электростанцией и метеорологической мачтой. Они нужны были, чтобы повышать квалификацию молодых ученых — первых жителей Обнинска. Через интенсивный курс по эмоционально-смысловому методу прошли сотни сотрудников ФЭИ. Именно благодаря этим курсам, они могли чувствовать себя уверенно при общении с зарубежными партнерами.
В 60-е годы город развивается безумными темпами. ФЭИ, «Тайфун», МРНЦ — все эти институты в тонусе, и, разумеется, в тесном сотрудничестве с «Лингвоцентром». Именно тогда будущий директор школы Валентина Шестоперова создала первые в городе лингафонные кабинеты. В молодом прогрессивном городе все должно быть на уровне.
В 70-80-е пришла мода на ускоренные методы обучения. «Лингвоцентр» тут же реагирует на тенденции в педагогике. Школа в числе пионеров по освоению интенсива.Но настороженность к «рыбке без труда» у директора «Лингвоцентра» появилась уже в те времена. Она отдает должное интенсивным методикам, но только как начальному этапу для создания стартового уровня в обучении. И даже сегодня, когда большинство курсов и школ сулят «совершенное владение в кратчайшие сроки», Валентина Шестоперова упрямо твердит: «Не меньше двух лет кропотливой работы. А лучше — четыре».
В конце 80-х на базе детского комбината управления детских дошкольных учреждений ФЭИ по инициативе Валентины Ивановны был проведен эксперимент по обучению английскому языку в детских садах. Уже тогда было предчувствие, что дети будущего станут осваивать иностранный практически в одно время с русским. Метод назвали «практическое двуязычие». Воспитатели учились по интенсивной методике и по мере освоения английского вводили новую лексику в общение с детьми.
90-е годы — открыты границы. Новые возможности, новые приоритеты. Для одного — жвачка, кола и джинсы. Для другого — диски, журналы и книги. Для «Лингвоцентра» — учебные пособия, изданные «там», то есть в Англии и Америке.
Харизматичная и проницательная, Валентина Ивановна всегда чувствовала время. И даже сегодня, когда ей за шестьдесят, она существует не в категориях «past», а в категориях «future». В «Лингвоцентре» внедряют американские компьютерные программы, в качестве домашнего задания ученики слушают BBC и смотрят английские образовательные каналы. Иностранная музыка, сериалы, фильмы ценятся здесь не меньше, чем традиционные упражнения. Недаром школа стала лауреатом регионального этапа конкурса инновационных социальных технологий и получила золотой диплом в номинации «Образование».
С каждым годом потребности в языке увеличиваются. Не только школьники, не только научные сотрудники… Теперь уже корпоративные группы, заядлые путешественники, потенциальные эмигранты, будущие иностранные студенты. Все они со своими разными потребностями и способностями умещаются в стенах «Лингвоцентра». Самому маленькому ученику — 5. Самому взрослому — 82. Учатся в соседних кабинетах.
Штат высококвалифицированных педагогов, которые регулярно проходят стажировку за рубежом, уже привыкли к тому, что у их учеников — высокие цели. ЕГЭ от 88 до 99 баллов — само собой разумеется. А дальше — призовые места на турах Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку, «Полиглот» (проводится факультетом иностранных языков МГУ), «Воробьевы горы» и «Ломоносов» (МГУ). Большинство выпускников «Лингвоцентра» поступают в престижные столичные вузы и успешно сдают экзамены по международным стандартам (TOEFL, IELTS, FCE, CAE).
Полвека достаточно, чтобы наработать репутацию, имя и даже собственный стиль. Несмотря на ежегодный ремонт всех помещений, несмотря на современное компьютерное оборудование и модную мебель, здесь не выветривается запах старой респектабельной школы. Достаточно пройтись по «Лингвоцентру» один раз на перемене, чтобы оценить уровень заведения. Все ученики, как на подбор, — Гарри Поттеры и Гермионы Грейнджер. На лицах детей написано: меньше, чем МГУ, даже не предлагайте. В Обнинске таких можно увидеть еще, как правило, в Гимназии и ФТШ. Большинство из них воспринимают Обнинск как стартовую площадку. И, с одной стороны, это печально. Лучшие здесь не задерживаются. Но с другой стороны, невозможно не гордиться, что в нашем городе есть школы высшей пробы, которые готовят выпускников «на экспорт».